ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ



УНИКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОБРАЗА
По преданию считается, что этот образ написан апостолом и евангелистом Лукой.
На Руси икона обретена была в XII веке в древнем городе Городце. В 1154 году князь Георгий (Юрий) Долгорукий основал монастырь на месте обретения иконы Божией Матери, в то время носившей название «Одигитрия» («Путеводительница»).
В 1238 году, когда г. Городец был сожжен ордынцами, образ бесследно исчез. Спустя некоторое время икона Божией Матери, считавшаяся утерянной, чудным образом явилась в костромских лесах 16/29 августа 1239 года.
Костромской князь Василий Квашня в сопровождении архиерея и священства торжественным крестным ходом перенесли и поставили икону в специально выстроенный для неё храм Феодора Стратилата (со слов костромичей, днём ранее по улицам города с этой иконой шел воин, обликом своим подобный святому Феодору Стратилату). С тех пор икона Пресвятой Богородицы стала именоваться «Феодоровская».
Немного спустя в Костроме побывали городецкие купцы. С радостью они узнали там свою икону, но не посмели вернуть её к себе, а написали список (копию). Его и привезли в Городец, установив в храме вновь отстроенной монашеской обители. С этого времени монастырь стал называться Феодоровским.
ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Отрывок из книги «Тайна царской святыни» Фёдоров А.В. :
«Святой великий князь Георгий, выстроив Городец, пожелал перенести образ из часовни в город. Об этом просили его и местные жители. Отслужили молебен. Но… икона князю не далась! И благоверный князь, видя произволение Пресвятой Богородицы, избравшей здесь место Себе, повелел именно вокруг часовни, где икона пребывала, построить монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Монастырь простоял довольно долго, до 1238 года, когда в нашествии Батыя Городец был сожжен, почти все жители перебиты. Немногие оставшиеся в живых были уверены, что икона погибла.
Однако в августе того же года Феодоровская икона была явлена в окрестностях Костромы местному князю. Во время охоты князь увидел в лесу неподалеку от речки Запрудни стоящий на дереве образ Пресвятой Богородицы. Желая снять икону, он стал коленопреклоненно молиться, но вновь, как и князю Георгию, икона не далась князю, она внезапно поднялась на воздух. Вернувшись в город, князь рассказал о чудесной иконе духовенству, и жители Костромы во главе со священниками отправились к месту явления иконы. Все с молитвой пали на колени пред иконой. И лишь послу сугубых молитв — и только священники, по просьбе князя! — смогли снять икону. С тех пор на всех Крестных ходах икону несут только священники.
Как мне кажется, тут была ознаменована необходимость взаимодействия власти и Церкви. Та самая симфония, о которой много говорят сейчас… Икона была явлена князю — представителю власти, но далась ему через руки священника, через Церковь. И наши предки именно таким образом истолковали явление Феодоровской иконы. На протяжении всей последующей русской истории прослеживалось особое отношение к этой иконе представителей русской власти».
ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА РОДА РОМАНОВЫХ, БРАКА, СЕМЬИ, ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
C VXII века, на протяжении 300 лет, Феодоровская икона Божией Матери являлась патрональной (от лат. patronus — покровитель) святыней Царствующего Дома Романовых.
14/27 марта в 1613 году Михаил Фёдорович Романов взошел на царский престол под покровом Феодоровской иконы, некогда чудесным образом пришедшей из Городца, в Ипатьевском монастыре Костромы. Мать Михаила инокиня Марфа после долгих сомнений и уговоров благословила этим образом совсем еще молодого своего сына на царство, обратившись при этом к Феодоровской Божией Матери со словами: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего».
С тех пор Феодоровская почиталась как одна из главных святынь царской семьи. Русская Православная Церковь определила этот день второй – главной датой празднования Феодоровской иконы Божией Матери.
С конца XIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая при этом Православие, по традиции получали себе отчество Фёдоровна в честь Феодоровской иконы (Мария Фёдоровна — жена Павла I; Александра Фёдоровна — жена Николая I; Мария Фёдоровна — жена Александра III; Елизавета Фёдоровна – сестра последней императрицы).
Феодоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, а также как помогающая в трудных родах.
ОСОБОЕ ПОЧИТАНИЕ ОБРАЗА ЦАРСКОЙ СЕМЬЕЙ
Феодоровская икона Божией Матери стала главным символом и празднования 300-летия Династии Романовых в 1913 году. Строились храмы, освящались приделы в честь Феодоровской иконы — именно по примеру Государя, который построил Феодоровский Государев собор в Царском Селе. Государь лично положил первый камень в его основание в 1909 году и внимательно наблюдал за строительством этого собора.
В 1913 году проходили торжества в честь 300-летия царствования Дома Романовых. К этому событию было запланировано воздвигнуть собор, посвященный именно патрональной Феодоровской иконе Божией Матери в самой столице Российской Империи — граде святого Петра! Так глубоко этот образ почитался царским родом!
В 1914 году состоялось освящение Собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери — «величественного памятника благополучного 300-летнего царствования Дома Романовых» — на территории подворья Городецкого Феодоровского мужского монастыря в Санкт-Петербурге.
Император Николай II позже записал в дневнике: «Храм производит отличное впечатление – он высок, светел и красив…». Собор был облицован белым камнем и построен в стиле ростовских церквей XVII века.
За пять лет до гибели, в год 300-летия дома Романовых, Императорская семья посетила Кострому, чтобы поклониться Феодоровскому образу.
Воспоминания об этих торжествах сохранились также в дневниках Николая II. Один из списков был с Царственными страстотерпцами и в их последние дни земной жизни.
После революции древняя намоленная икона переходила из одного костромского храма в другой, чудом не была утрачена, а с 1990-х годов возобновилось ее почитание.
ДВА СТАРИННЫХ СПИСКА ИКОНЫ В ГОРОДЦЕ
Первый хранится в возрождённом Фёдоровском мужском монастыре, второй (с клеймами) — в Краеведческом музее г. Городца.
7 апреля 2008 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — музейный список Феодоровской иконы был представлен как главная святыня при торжественной закладке первого камня воссоздаваемого Фёдоровского монастыря.
Второй список иконы Божией Матери Феодоровская, находящийся в монастыре, датируется 1800 годом. Эта икона была выкуплена в городецкой антикварной мастерской и подарена монастырю местным меценатом Н.Ф. Поляковым.
Икона почитается в народе как чудотворная. К ней идет нескончаемый поток молящихся. Люди несут свечи и записочки с просьбами к Царице Небесной, которые в огромных количествах собираются в окладе иконы немало чудес совершилось по молитвам от этого образа.


